Различные диеты групп бонобо могут дать представление о том, как создается культура: новое исследование фокусируется на соседних группах одного из наших ближайших родственников

Фактически, согласно новому исследованию, проведенному гарвардскими приматологами Лиран Самуни и Мартином Сурбеком, бонобо, один из наших ближайших ныне живущих родственников, может быть последним дополнением к списку.
Исследование, опубликованное сегодня в eLife, является результатом пятилетнего изучения охотничьих и кормовых привычек двух соседних групп бонобо в заповеднике Коколопори бонобо в Демократической Республике Конго. Они посмотрели, влияют ли экологические и социальные факторы на эти привычки.

Четыре из этих лет были потрачены на отслеживание соседних групп человекообразных обезьян с помощью GPS и некоторой старомодной работы ног, чтобы записывать каждый раз, когда они охотились.
Анализируя данные, ученые увидели много общего в жизни двух групп бонобо, получивших имена Экалакала и Кокоалонго. Оба бродят по одной и той же территории, примерно 22 квадратных мили леса. Оба просыпаются и засыпают в птичьих гнездах, которые строят после целого дня путешествия.

И, что самое главное, оба имеют доступ и возможность охотиться на одну и ту же добычу. Однако именно здесь исследователи заметили поразительную разницу.

Группы постоянно предпочитали охотиться и питаться двумя разными типами добычи. Группа Экалакала почти всегда преследовала тип похожего на белку грызуна, называемый аномалией, способный скользить по воздуху с дерева на дерево.

Группа Кокоалонго, с другой стороны, отдавала предпочтение антилопе малого и среднего размера, называемой дукер, которая живет на лесной подстилке.
"Идея состоит в том, что если наши ближайшие живущие родственники, шимпанзе и бонобо, оба обладают некоторыми культурными особенностями, то [вполне вероятно] наши предки уже обладали определенными способностями к культуре."- Лиран Самуни
Из 59 охот в период с августа 2016 года по январь 2020 года экалакала поймали и съели 31 аномалию, преследуя дукеров только один раз.

Кокоалонго съел за это время 11 дукеров и только трех летающих грызунов.

«По сути, это похоже на то, как две культуры по-разному используют общий ресурс», – сказал Самуни, научный сотрудник Гарвардской лаборатории Pan Lab и ведущий автор статьи. "Подумайте о двух человеческих культурах, живущих очень близко друг к другу, но имеющих разные предпочтения: одна больше предпочитает курицу, а другая культура больше относится к культуре поедания говядины. …

Вот что мы видим."
Используя статистическое моделирование, ученые обнаружили, что такое поведение происходит независимо от таких факторов, как место охоты, время проведения или время года. Они также обнаружили, что на предпочтения не влияет размер охотничьей группы или сплоченность группы. Фактически, модель исследователей показала, что единственной переменной, которая могла надежно предсказать предпочтения добычи, было то, были ли охотники командой Экалакала или командой Кокоалонго.

В статье исследователи поясняют, что они не исследовали, как группы бонобо научились этому охотничьему предпочтению, но с помощью своего анализа они смогли исключить экологические факторы или генетические различия между двумя группами. По сути, это означает, что все свидетельства указывают на то, что это усвоенное социальное поведение.
«Это то же население и соседние сообщества», – сказал Сурбек, доцент кафедры эволюционной биологии человека и старший автор статьи.

Он основал и руководит Исследовательским проектом Коколопори Бонобо. "Эти две общины в основном живут в одном и том же лесу. Они используют одни и те же места, но, тем не менее, они показывают эти различия."
Статья представляет собой наиболее убедительное свидетельство культурного поведения этого вида приматов.

Исследователи считают, что эта статья – только верхушка айсберга, и уже планируют следующую часть работы: посмотреть, как группы бонобо научились этому поведению.
Одна из основных целей, лежащих в основе этой работы, – помочь охарактеризовать культурные возможности последнего общего предка между людьми и двумя нашими близкими родственниками-двоюродными братьями-обезьянами.

«Идея состоит в том, что если наши ближайшие живущие родственники, шимпанзе и бонобо, оба обладают некоторыми культурными особенностями, то [вполне вероятно] наши предки уже обладали некоторой культурой», – сказал Самуни.
Бонобо могут сыграть особую роль в этой загадке. Подобно шимпанзе, за которых их часто принимают, бонобо на 99 процентов разделяют ДНК человека.

Бонобо часто считаются менее агрессивными и территориальными, однако предпочитают секс в различных партнерских комбинациях, а не дракам. С другой стороны, группы шимпанзе иногда сражаются, встречаясь в дикой природе, иногда до смерти.
Известно, что различные группы населения бонобо взаимодействуют и даже делят еду, что, наряду с их социально-сексуальным поведением, принесло им прозвище «хиппи-обезьяны»."Именно эти черты свободной любви и мира делают их главными для этого типа исследований, поскольку ученые могут наблюдать за двумя соседними группами бонобо, чтобы определить, возникает ли поведение, которое различается между двумя регулярно взаимодействующими группами, из-за какого-то механизма обучения (или социальные предпочтения) или потому, что это диктует окружающая среда, говорят исследователи.

Авторы статьи не были сильно удивлены своими выводами.
Они случайно заметили это охотничье предпочтение, и уже считается, что бонобо обладают тонкими культурными особенностями. В конце концов, многие социальные животные демонстрируют культурное поведение, особенно когда речь идет о пищевых привычках.

Шимпанзе учат своих детенышей ловить термитов палками. Матери-дельфины учат потомство прижимать морских губок к носу, чтобы защитить их, когда они кормятся на морском дне.

Однако что вдохновляет исследователей в этом открытии, так это то, что оно показывает ценность изучения этого часто упускаемого из виду исчезающего вида и погружения в его культуру.
"Они похожи на пропавшую часть пазла", – сказал Сурбек.

Оставьте комментарий