Музыка помогает развивать мозг очень недоношенным детям

Отделение интенсивной терапии новорожденных в HUG ежегодно принимает 80 детей, рожденных слишком рано – между 24 и 32 неделями беременности, i.е. для некоторых из них почти на четыре месяца раньше графика. Подавляющее большинство выживет, но у половины позже разовьются нарушения нервного развития, включая трудности с обучением, нарушения внимания или эмоциональные расстройства. "При рождении мозг этих младенцев еще незрелый. Поэтому развитие мозга должно продолжаться в отделении интенсивной терапии, в инкубаторе, в совершенно иных условиях, чем если бы они все еще находились в утробе матери », – объясняет Петра Хуппи, профессор медицинского факультета UNIGE и руководитель отдела развития и роста HUG. , кто руководил этой работой. "Незрелость мозга в сочетании с раздражающей сенсорной средой объясняет, почему нейронные сети не развиваются нормально."
Музыка на заказ

Исследователи из Женевы исходили из практической идеи: поскольку нервный дефицит недоношенных детей вызван, по крайней мере частично, неожиданными и стрессовыми стимулами, а также отсутствием стимулов, адаптированных к их состоянию, их окружение должно быть обогащено за счет введения приятных стимулов. и структурирующие стимулы. Поскольку слуховой аппарат начинает работать на раннем этапе, музыка оказалась хорошим кандидатом.

Но какая музыка? «К счастью, мы встретили композитора Андреаса Волленвейдера, который уже реализовал музыкальные проекты с уязвимыми группами населения и проявил большой интерес к созданию музыки, подходящей для недоношенных детей», – говорит Петра Хуппи.
Лара Лордье, доктор нейробиологов и исследователь в HUG и UNIGE, рассказывает о процессе создания музыки. "Было важно, чтобы эти музыкальные стимулы были связаны с состоянием ребенка.

Мы хотели структурировать день с помощью приятных стимулов в подходящее время: музыка для сопровождения их пробуждения, музыка для сопровождения их засыпания и музыка для взаимодействия во время фаз пробуждения.«Чтобы выбрать инструменты, подходящие для этих очень маленьких пациентов, Андреас Волленвайдер играл с младенцами на многих инструментах в присутствии медсестры, специализирующейся на поддержке развития. «Инструмент, вызвавший наибольшую реакцию, – флейта индийских заклинателей змей (панджи)», – вспоминает Лара Лордье. «Очень взволнованные дети почти мгновенно успокаивались, их внимание привлекала музыка!Таким образом, композитор написал три звуковых окружения по восемь минут каждое с пьесами панджи, арфы и колокольчиков.
Более эффективные функциональные связи мозга через музыку
Исследование было проведено в двойном слепом исследовании с группой недоношенных детей, слушавших музыку, контрольной группой недоношенных детей и контрольной группой доношенных новорожденных, чтобы оценить, насколько развито развитие мозга недоношенных детей, у которых есть слушали музыку, больше походили бы на музыку доношенных младенцев. Ученые использовали функциональную МРТ в покое у всех трех групп детей.

Без музыки у недоношенных детей, как правило, были более слабые функциональные связи между областями мозга, чем у доношенных детей, что подтверждает отрицательный эффект недоношенности. "Самая уязвимая сеть – это сеть значимости, которая обнаруживает информацию и оценивает ее актуальность в определенное время, а затем устанавливает связь с другими сетями мозга, которые должны действовать. Эта сеть важна как для обучения и выполнения когнитивных задач, так и для социальных отношений или эмоционального управления », – говорит Лара Лордье.
В отделении интенсивной терапии детей подавляют раздражители, не связанные с их состоянием: двери открываются и закрываются, срабатывают сигналы тревоги и т. Д. В отличие от доношенного ребенка, который в утробе матери подстраивает свой ритм к ритму своей матери, недоношенный ребенок в отделении интенсивной терапии вряд ли может установить связь между значением стимула в конкретном контексте.

С другой стороны, нейронные сети детей, которые слышали музыку Андреаса Волленвейдера, были значительно улучшены: функциональная связь между сетью заметности и слуховой, сенсомоторной, лобной, таламусной и предклинной сетями действительно увеличилась, в результате чего организация сетей мозга стала более похожей на у доношенных младенцев.
Когда дети вырастут
Первым детям, включенным в проект, сейчас 6 лет, и в этом возрасте начинают обнаруживаться когнитивные проблемы.

Ученые теперь снова встретятся со своими маленькими пациентами, чтобы провести полную когнитивную и социально-эмоциональную оценку и понаблюдать, сохранились ли положительные результаты, полученные в первые недели их жизни.
Это исследование финансируется Швейцарским национальным научным фондом, а также, среди прочего, Фондом Prim’Enfance.

Оставьте комментарий