Это не ты, это сеть

Давно задокументированный в психологической литературе, множество предубеждений социального восприятия проявляются по-разному в разных контекстах. Многие психологи связывают источник этих предубеждений с ошибочными когнитивными процессами, такими как «принятие желаемого за действительное» или «социальная проекция», но согласно исследованию, опубликованному 12 августа в журнале Nature Human Behavior, структура наших социальных сетей может предложить более простое объяснение.

«Есть фундаментальный вопрос о том, как люди воспринимают свое окружение в неравном обществе», – говорит со-ведущий автор Юн Ли, сетевой ученый из Университета Северной Каролины. "[Эти предубеждения] [разрушительным образом] проявляются в таких спорных вопросах, как контроль над огнестрельным оружием и аборты, раса и распределение богатства."
Ли заинтересовался изучением восприятия и социальных сетей в январе 2016 года, после участия в презентации соавтора Мирты Галесич в Институте Санта-Фе. Из Санта-Фе Ли отправилась в свою родную страну, Южную Корею, где царила политическая неразбериха.

Она заметила, что люди, как правило, общаются с теми, кто придерживается схожего мнения о вызывающем разногласия президентском импичменте. Эта тенденция, получившая название «гомофилия», станет ключевым параметром в модели ее команды для предвзятости социального восприятия.
Вместе с соавтором Фарибой Карими (GESIS, Германия) Ли применила сетевую модель, ранее разработанную Карими и ее сотрудниками, для общества, состоящего из групп большинства и меньшинств. Теоретически эти две группы можно разделить по любой бинарной характеристике – курящие или некурящие, демократы или республиканцы, мужчины или женщины.

Основываясь на положении отдельного узла в сети, исследователи предсказали, что различные искажения восприятия могут возникнуть в зависимости от двух свойств сети: относительных размеров групп большинства и меньшинства и их уровня гомофильности (степени, в которой одинаковые узлы связаны с нравиться). Они не учитывали индивидуальные когнитивные процессы – восприятие человека основывалось исключительно на его окружении.

Затем Галесич помог команде разработать и провести опрос для ~ 300 участников, чтобы проверить прогнозы модели.
Команда обнаружила, что наибольшие искажения восприятия возникали, когда группы большинства и меньшинства были непропорциональны по размеру, и когда узлы одной и той же группы были тесно связаны друг с другом.

В этих ситуациях люди в обеих группах склонны переоценивать свою группу и недооценивать другую. Команда также задокументировала другие искажения восприятия, такие как тенденция группы большинства переоценивать присутствие группы меньшинства, когда две группы более равномерно распределены в сети (гетерофилия).
Чтобы противостоять эффектам предвзятости восприятия, Галесич рекомендует приложить усилия для взаимодействия с людьми из разных групп, чтобы лучше выбрать более широкую социальную сеть.

«В какой бы группе вы ни были, это, безусловно, помогает лучше осознавать внешнюю среду», – говорит Галесич. "В глобальном, взаимосвязанном мире мы все зависим друг от друга, и все изменения в конечном итоге придут к нам."
И, добавляет она, результаты следующих выборов не оставят вас равнодушными.

1 комментарий к “Это не ты, это сеть”

Оставьте комментарий