Нами не должны управлять наши машины – иниервью с дизайнером Питером Шрайером

Американский рейтинг год назад назвал его самым влиятельным автомобильным дизайнером на данный момент.

Питер Шрайер, создатель Audi TT и многих других знаковых моделей, был связан с полной трансформацией Kia и Hyundai за последнее десятилетие. Во многом это причина того, что корейская группа компаний сегодня входит в пятерку крупнейших автомобильных компаний мира. И не случайно он стал первым иностранцем, занявшим там президентский пост.

Г-н Шрайер, десять лет назад, когда вы решили покинуть Audi и возглавить Kia, вашей задачей было создать не просто новый дизайн, а новую идентичность для этой компании. Считаете ли вы, что эта задача сегодня выполнена?

«Это никогда не заканчивается». Да, мы прошли долгий путь. Теперь у нас есть очень адекватный и современный ассортимент. У нас единый язык дизайна. Kia действительно стала узнаваемым во всем мире брендом. Итак, задача выполнена. Но это еще не конец, это должно продолжаться так же.

– Я бы даже рассказал бесконечную историю.

Один наш друг, дизайнер, сказал нам, что самая сложная задача – не придумать дизайн, а опробовать его на бухгалтерах, менеджерах и так далее. Это все еще проблема для вас сейчас, когда вы можете принимать эти решения самостоятельно?

– Это часть нашей нормальной работы. Дизайнеры всегда должны иметь дело с ограничениями, с требованиями инженеров, с требованиями бухгалтеров. Это неотделимо от работы. Автомобиль не может состоять только из дизайна. Нам нужно сотрудничество со всеми этими людьми, потому что с ними у нас в конечном итоге одна цель: делать хороший продукт.

Вы сожалеете о своих прошлых проектах, которые так и не были запущены в производство – мы помним, например, Volkswagen Concept R? А вам было легко убедить боссов Audi, например, производить TT?

Вы уже отвечаете за дизайн в Hyundai. трудно ли сохранить различия между двумя компаниями, создать дизайн, который дополняет друг друга, а не конкурирует?

– Это действительно сложная задача. Но это также делает мою работу более интересной. Всегда хорошо иметь новые задачи.

Франкфуртский автосалон имеет много видений будущего, и все они состоят из больших сенсорных экранов, диванов вместо сидений и так далее. Вам это кажется реалистичным?

– Думаю, это может быть частью будущего. Автомобильная промышленность находится в процессе трансформации. Но как быстро произойдут эти изменения? Придется подождать и посмотреть.

Вы первый европеец, ставший президентом Hyundai и Kia, и один из очень немногих иностранцев, занимающих такую должность в корейском бизнесе. Было сложно привыкнуть к азиатской деловой культуре?

– В конце концов, я президент по дизайну, а не президент всей компании. Чрезвычайно важно разобраться с корейским менталитетом и азиатским менталитетом в целом. Ключ в компромиссе, в способности принять мнение другого, его взгляды и ожидания. Очень важно, что это двусторонний процесс. Когда это происходит, это работает.

Если позволите, еще несколько личных вопросов. Вы сын владельца баварского ресторана. Что привело вас к автомобильному дизайну? Было ли это детской мечтой?

– Честно говоря, всегда хотел быть пилотом самолета. Но мой отец был большим автолюбителем, и с юных лет я любил смотреть автомобили, а затем водить их … Я восхищался знаменитыми итальянскими дизайнерами того времени, Джуджаро, Бертоне, Пининфарина … Так что да, это действительно была детская мечта.

Вы только третий дизайнер, ставший почетным доктором Королевского колледжа искусств в Лондоне. Двое других – Пининфарина и Джуджаро. Это были ваши самые сильные вдохновения?

– Думаю, они сыграли очень большую роль в моей карьере. Особенно Джуджаро. Для меня он один из величайших. Но я также многому научился у своего бывшего начальника Audi, Хартмута Варкуса. Я очень благодарен за то, что смог пройти его школу.

В настоящее время все больше и больше дизайнеров используют социальные сети и базы данных, чтобы точно узнать, что нравится аудитории. Как вы думаете, это полезно?

Я думаю, что все эти социальные сети и прочее уже стали частью нашей жизни. И да, через них мы можем понять, чего ожидают люди. Но они не могут сделать дизайн за нас.

И последний вопрос: недавно мы говорили со всемирно известным архитектором Ремом Колхасом, и он сказал, что искренне обеспокоен тем, как автомобили становятся более связанными и автоматизированными. По его словам, подключенный автомобиль также находится под наблюдением. Автомобиль как инструмент свободы уходит и вместо этого становится инструментом контроля.

– Я это прекрасно осознаю и тоже отношусь критично. Нас уже везде наблюдают. Я много думаю об этом. Я лично не хочу быть машинным идиотом.

Я считаю, что машины должны нам помогать и служить. Чтобы дать нам то, что нам нужно – транспорт. Но я не хочу, чтобы меня водили на собственной машине. И я не хочу, чтобы меня везде наблюдали. Так что да, я понимаю, о чем вы.

Пластиковые машины